Какие поделки можно сделать с малышами

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется  и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год,  может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка,  вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  •   от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета  (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  •  и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение  происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать  в cтатье «Ребенок не говорит. Что делать?» А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится.  Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми —  я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того,  в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — «Почему ребенок не говорит. Часть 2» ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и  т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать  появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д. Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились  статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься  с малышом речевыми играми бесполезно. 

Что на это  можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало,  проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад.  Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других  языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были  заговорить!

Все эти научные данные убедительно доказывают, что главное в развитии речи – создать «питательную среду», в которой она появится и будет хорошо развиваться. Почему же тогда всё популярнее становится мнение о бесполезности занятий с малышом речью до 1 года и о том, что надо просто ждать нужного срока, и всё решится само собой? И вместе с этим мнением уходит из нашей жизни полезный опыт наших предков по развитию речи малышей  (а наши предки не гнались за быстрым результатом, прислушивались к потребностям младенца и его природным особенностям). И приходит новый опыт по воспитанию «суперребенка 21 века», имеющего массу проблем со здоровьем  уже в дошкольном возрасте?

Дело в том, что развитие речи – это процесс каждодневный и не имеющий быстрого результата.  Результат здесь всегда отсрочен во времени и иногда даже не на недели, а на месяцы. А иногда  результат приходит тогда, когда его не ждешь. В этом процессе нет громких эффектных лозунгов «чудоребенка», «опережения развития», «развития гениальности с пеленок». Здесь речь идет о воспитании счастливого ребенка, полноценно и разносторонне развивающегося по природе, по возрасту, а не с опережением возраста. Поэтому проще побудить отказаться от подобных занятий, найдя этому причину, и стимулировать их купить «новые зарубежные самые действенные методики развития талантов с рождения». И некоторые СМИ активно продвигают сейчас эту точку зрения, давая рекламные статьи, рассчитывая на неграмотность родителей и отсутствие у них знаний о природных законах развития маленьких детей.

Еще одна причина того, что речевые народные игры редко встречаются в современных семьях (а вот развивающие центры и игрушки разных производителей есть в каждой семье и используются очень активно!!!), в том, что область эта не приносит дохода. Ведь для речевых игр не нужны дорогостоящие развивающие игрушки (которые можно продать и заработать). Речевые игры не относятся к разряду рекламируемых игр под девизом «Пока Вы занимаетесь своими делами, Ваш малыш успешно развивается» т.к. они требуют общения малыша с мамой. Но жизнь расставляет всё на свои места. Невнимание же к речи  на первых годах жизни ребенка чревато последствиями виде речевых нарушений: трудностей в правильном звукопроизношении, недостаточной развитости артикуляционного аппарата,  сложности в освоении письменной речи в школе, речевых проблем во взрослом возрасте (невнятная речь, картавость, трудности с выступлениями на публике) и т.д.

Нужно ли отказываться от современных развивающих методик и игрушек? Ни в коем случае! Они очень нужны детям, особенно маленьким!!! И на своем сайте я хочу рассказывать и о развивающих игрушках для малышей – как их выбрать, какие типы игрушек лучше подходят для конкретного возраста. Ведь, действительно, развитие мелкой моторики вносит огромный вклад в умственное и речевое развитие ребенка. Но всё хорошо в меру.

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же  делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост —  создать «питательную» развивающую речевую среду.  Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу.  Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем –  появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш  всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость,  игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка.  Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз.  Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари  мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

  • Когда эту игру проводят с малышами до года, то можно положить ребенка на спинку и «шагать» его ножками по дивану то медленно и тяжело, то быстро и легко.
  • Ребенка постарше (2 лет) можно попросить догадаться, какие ноги шагают. Вы говорите слова песенки, а он показывает (т.е. шагает тяжело или легко).
  • Можно сделать показ с игрушками: «Как ходит мишка? Топ-топ-топ (басом и медленно) Как зайка? Топ-топ-топ-топ-топ! (высоким голосом и быстро)». Дайте ребенку самому поиграть с этими игрушками. Поиграйте в следующий раз с другими игрушками. Кукла топает весело – топ-топ-топ. А волк топает сердито – топ-топ-топ. Уходи, волк! Иди-иди (показываем рукой и побуждаем ребенка повторить движение и слово – иди, иди!)
  • Аналогично можете провести игру – «как прыгает лягушка, зайка, кузнечик»  (Только слова будут «прыг-прыг-прыг» или «скок-скок»). «Как поет мишка?  Ля-ля-ля (басом). А как поет белочка? Ля-ля-ля(тонким голоском). А это кто сейчас поет: ля-ля-ля. Мишка? А это кто? Белочка? Вот умница – догадалась!». Варианты игр будут зависеть от  интересов ребенка, его любимых игрушек.
  • Эту игру можно проводить не только дома, но и на улице. Нужно возвращаться домой с прогулки? По дороге до подъезда предложите малышу «показать, как ходят большие ноги топ-топ-топ? А как маленькие? А как бегут большие ноги? А как маленькие? А как прыгают большие ноги? А как маленькие? Как хлопают большие руки – хлоп-хлоп-хлоп? А как маленькие?»

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем  ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик-  мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки : «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Советы по проведению игры:

  • Поиграв с одной ладошкой, начинаем играть с другой. Читаем песенку и загибаем пальчики. А потом спрашиваем: «Это кто? Деда – деда – дееедушка! А это кто? Баба – баба — баааабушка!» и т.д. Если малыш просто слушает – пусть просто слушает. Если пытается тянуть гласные или слоги – порадуйтесь, погладьте по головке, обнимите: «Какой умница! Да. Это баба-баба-баааабушка!»
  • Если ребенок сам играет со своими пальчиками после данной игры, то поощряйте всячески,  «подсказывайте» слоги и слова.

О других речевых развивающих играх с не говорящими или плохо говорящими детьми 1-2 лет  Вы можете прочитать в рубрике «Развитие речи ребенка от 1 года до 2 лет». Там мы  продолжим разговор о том,  что делать, если ребенок в год не говорит и как учить ребенка говорить — смотрите статью «Игры для детей 1 года». 

Интересную и полезную информацию о  развитии ребенка от 1 года до 2 лет  Вы найдете в статьях:

  • Развитие ребенка в год: развивающие игры, упражнения, игрушки. Развитие мышления. речи, движений малыша.
  • Детская книжка своими руками: как сделать развивающую книжку для ребенка из фотографий, картона, ткани?
  • Игры-потешки для самых маленьких: учимся говорить
  • Стихи для новорожденных и самых маленьких: стихи для купания, кормления, переодевания, пробуждения, укладывания спать.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

audiokurs-razvitie-rechi


Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/rebenok-v-god-ne-govorit-1/


Закрыть ... [X]

Академия поделок. Детские поделки, рукоделие, декор дома Корги вышивка крест

Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами Какие поделки можно сделать с малышами